?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Полгода назад я впервые попал на пресс-тур МО, это был долгожданный визит в Академию РВСН Петра Великого, на техническую территорию расположенную в в/ч в Балабаново
Признаюсь, больше щелкал клювом, чем затвором, потому как был просто в состоянии аффекта и перманентного восторга, тем не менее есть кое-чего и показать.



Первым делом заместитель начальника кафедры ракетного вооружения, полковник Александр Чемусов ознакомил нас с основным оружием (по количеству ракет и ПУ) наших стратегических войск - ПГРК РТ-2ПМ Тополь



В ходе лекции к нам присоединились и прекрасные курсантки



здесь мы узнали основные характеристики автономной пусковой установки 15У168



Средний расход 200 литров на сотню, чего хватает примерно на 400 верст хода на одном баке, точнее на двух по 380литров.
Если учесть, перевозимую массу изделия и прочего оборудования в 105 тонн,
то соотношение получается экономичнее всех известным нам гражданских транспортных средств.



По левому борту расположена сдвоенная кабина для водителя и оператора установки,





кабина командира располагается с другой, правой стороны шасси





Для того чтобы осуществить запуск ракеты с любого подходящего участка маршрута боевого патрулирования установку необходимо "закрепить и выровнять". Для этого используются гидравлические "лапы"- опоры, расположенные по сторонам и сзади. Их работа контролируется электроникой с точностью до градуса.







Все наверное в курсе, что ракета твердотопливная с холодным стартом, для того чтобы ее выплюнуть из ТПК, используется ПАД,
его "огузок" мы наблюдаем на следующем фото.



Если застрянешь на бездорожье могут пригодится лопаты



Само собой, что ракета не катается по лесам в одиночку, в боевой поход выступают и другие участники, например МОБД 15В148


Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)

НАЗВАНИЕ
- индекс заказчика - 15В148
- сокращенное - МОБД
- полное - машина обеспечения боевого дежурства
- заводское -
- прозвища
- неправильное
...

НАЗНАЧЕНИЕ
Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД), агрегат 15В148, предназначена для обеспечения:
• электроэнергиейпотребителей на полевой позиции и при аварийной ситуации на БСП;
• подготовки и приема пищи личным составом;
• отдыха и быта личного состава, свободного от БД, в полевых условиях;
• организации и несения караульной службы в полевых условиях;
• проведения пуска из МОБД-1,2,3 при действии в рассредоточенном порядке .
Размеры и оборудование агрегата рассчитаны на обеспечить жизнедеятельность 10-и человек с личными вещами и оружием.
В одном агрегате 15В148 совмещены функции четырёх агрегатов, имевшихся в составе ПГРК "Пионер":
- МДЭС 15Н1061М;
- машина-столовая 15Т117;
- машина-общежитие 15Т118;
- МДСО 15Я55.

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Разработка - ЦКБ "Титан"
Производство - ПО "Баррикады"
...

МОДИФИКАЦИИ
15В231 (для ПГРК 15П158 "Тополь" с 1989 года)
Агрегаты 15В148 и 15В231 внешне очень схожи между собой, отличие – в расположении ниши АКБ спецчасти:
• на агрегате 15В148 она расположена внутри дизельного отсека как раз под люками воздухозаборников. В результате чего при сильном морозе АКБ быстро
выходят из строя и их обслуживание и замена очень проблематичны (работать там может максимум один человек, поэтому очень часто АКБ ударяют и
замыкают клеммы, так как гаечный ключ всегда попадает на металлический уголок ниши);
• на агрегате 15В231 эта ниша АКБ спецчасти размещена в подкузовном отсеке, который расположен под дизельным отделением, для обогрева в отсеке
установлены НЭСТы, извлечение и установка АКБ проблем не вызывают.
15В231-01 (для ПГРК 15П165 ”Тополь-М”)
15В240
15В240М
...

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Конструкция агрегата и установленное на нём оборудование обеспечивает его эксплуатацию в любое время года и суток, при любых метрологических условиях (дождь, снег, град, туман) в интервале температуры окружающего воздуха от -50°С до +50°С, при скорости наземного ветра до 25 м/с и относительной влажности окружающего воздуха до 98% (при температуре +25 °С). В агрегате предусмотрены системы электроснабжения, управления, связи, микроклимата, отопления, вентиляции, водоснабжения, оповещения, кухонно-складского и бытового оборудования.
Агрегат 15В148 смонтирован на колесном шасси МАЗ-543М повышенной проходимости.
В состав агрегата входят:
• колесное шасси высокой проходимости;
• кузов, установленный на шасси;
• оборудование, смонтированное на шасси и в кузове.
Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков.
Кузов имеет индекс 7903. Кузова отсеков агрегата 15В148 представляют собой цельнометаллическую сварную конструкцию, состоящую из каркаса с основанием, наружной и внутренней обшивок, пола, съёмных щитов, дверей и люков. Наружная обшивка кузова выполнена из стальных листов толщиной 1мм, внутренняя обшивка выполнена панелями, склеенными из листовой бакелизированной фанеры толщиной 5мм и декоративного пластика. Тепло-звукоизоляция кузова выполнена из тепло-звукоизолирующего материала ММ-1 5011, которым заполняют ячейки каркаса между наружной и внутренней обшивками. Настил пола имеет два слоя: нижний слой выполнен из пенопласта марки НСВС, верхний слой из бакелизированной фанеры. Все окна с двойным остеклением, резиновыми уплотнениями и запорами. На окнах установлены светомаскировочные шторы и защитные сетки от насекомых.
Первый отсек – дизельный.
В дизельном отсеке размещены ДВА дизель-электрических агрегата АД-30 мощностью 30 КВ и блок управления АД в ручном режиме. Для устранения передачи вибрации от дизельного отсека к основному отсеку, дизельный отсек смонтирован на демпфирующих устройствах, которые фиксируются при совершении агрегатом марша. В боковых стенах первого отсека кузова имеются две одностворчатые двери и люки для забора и выброса воздуха с радиаторов агрегатов. Для снижения шумности выхлопа АД на агрегате 15В148 установлена выхлопная труба вертикального типа с компенсирующим устройством (труба длиной 4 м покрыта асбесто-гипсовым шнуром).
Между первым и вторым отсеками расположен топливный баки с запасом топлива 2 398 л для АД.
Второй отсек – основной.
Основной отсек внутри кузова разделён перегородками на семь отсеков различного целевого назначения. В боковых стенах второго отсека кузова имеется две наружные двери и семь окон. Отсек оборудован кондиционер, отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65 и фильтровентиляционной установкой ФВУА-100В-24.
Три отсека используются для размещения людей - два 4-х местных купе для отдыха личного состава и 2-х местное купе для отдыха НК и его помощника.
Имеется купе-столовая для приема пищи личным составом - одновременно может принимать пищу 4 человека. Купе-столовая оборудовано одним складным спальным местом для повара. В кухонном отсеке имеется плита для приготовления пищи, ячейки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья.
Задний боевой отсек оператора предназначен для размещения в нем дежурной смены, в нём расположен боевой пост оператора (для МОБД-1,2,3) и пост стрелка БПУ. В отсеке установлена оконечная аппаратура системы охраны, пульт оператора АПУ (для 1,2,3 МОБД), сейф и пирамида для оружия. На боевом отсеке смонтирована башенно-пулеметная установка (БПУ) 55Л140 "Луч". Так же на боевом отсеке рядом с БПУ смонтировано устройство подъёма-опускания антенны штыревой (АШ) длинной 2 м для радиостанции Р-173. В составе рдн начальник караула и оконечное звено всей системы охраны размещены в МОБД-5, агрегате МС. В рассредоточенном порядке в МОБД-1,2,3 организовано дежурство старших операторов АПУ и НК, МОБД-4 охраняет ПКП. В МОБД-4 в отсеке оператора расположен пост начальника смены охраны и обороны. В случае несения БД в рассредоточенном порядке, оператор в МОБД 1,2,3 является и начальником смены охраны и обороны, в отсек выводится вся информация от системы охраны.
Средний отсек (тамбур) и задний отсек оператора соединены между собой коридором, который идёт по всему левому борту от боевого отсека и до купе-столовой (по принципу коридора поезда), в нем расположен умывальник, отсеки для сушки верхней одежды и обуви. Из коридора имеются входы через внутренние сдвижные двери в купе и отсек оператора, из тамбура в столовую из столовой в кухню. Тамбур оборудован входной дверью.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
Состоит на вооружении РВСН с 1985 года.
Применяется в ПГРК:
- 15П158.1 "Тополь-Т";
- 15П158 "Тополь".
...

ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ
...

СОСТОЯНИЕ
...

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Технические данные
Габаритные размеры:
- длина, мм 15700
- ширина, мм 3230
- высота, мм 4415
Масса полностью снаряженного агрегата с экипажем, кг 43500

Эксплуатация и ходовые характеристики
- база, мм 7700
- колея, мм 2375
- дорожный просвет, мм 400
- передний угол свеса, не менее, ° С 28
- задний угол свеса, не менее, ° С 21
- минимальный радиус поворота, м 13,5

Эксплуатационные данные
Максимальная скорость движения:
- по дороге с твердым покрытием, км/час 40
- по грунтовой дороге, км/час 25
- гарантийный пробег агрегата, км 18000
Запас хода на одной заправке, не менее, км 500
Емкость топливного бака системы электроснабжения, л 2398
Емкость баков системы водоснабжения, л 870
Напряжение питания электрооборудования:
- переменным трехфазным током, В 380/220
- постоянным током, В 20-30
Напряженность отдаваемая в сеть внешнего потребителя, до кВт 30




Так же вместе с ними, но не со всеми, катает МБУ 15В167



машина боевого управления (МБУ) ракетного дивизиона

НАЗВАНИЕ
- индекс заказчика 15В167
- сокращенное МБУ
- полное Машина боевого управления (МБУ) ракетного дивизиона
- заводское
- прозвища
- неправильное
...

НАЗНАЧЕНИЕ
МБУ предназначена для организации и несения боевого дежурства расчетом командного пункта, непрерывного контроля параметров АПУ и ракет, подготовки и проведения пусков ракет. В агрегате расположена аппаратура боевого управления, аппаратура связи (приемники КВ, УКВ и ДВ диапазонов, служебный комплект аппаратуры связи для управления машиной связи на марше). Конструкция агрегата и установленное на нём оборудование обеспечивает его эксплуатацию в любое время года и суток, при любых метрологических условиях (дождь, снег, град, туман) в интервале температуры окружающего воздуха от -50°С до +50°С, при скорости наземного ветра до 25 м/с и относительной влажности окружающего воздуха до 98% (при температуре +25 °С).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
В состав агрегата входят:
- колесное шасси повышенной проходимости МАЗ-543А;
- кузов-фургон модели 6702, установленный на шасси;
- оборудование, смонтированное на шасси и в кузове.
Кузов представляет собой цельнометаллическую сварную конструкцию, состоящую из каркаса с основанием, наружной и внутренней обшивок, пола, съёмных щитов, дверей и люков. Наружная обшивка кузова выполнена из стальных листов толщиной 1мм, внутренняя обшивка выполнена панелями, склеенными из листовой бакелизированной фанеры толщиной 5мм и декоративного пластика. Тепло-звукоизоляция кузова выполнена из тепло-звукоизолирующего материала ММ-1 5011, которым заполняют ячейки каркаса между наружной и внутренней обшивками. Настил пола имеет два слоя: нижний слой выполнен из пенопласта марки НСВС, верхний слой из бакелизированной фанеры.
В кузове агрегата расположена аппаратура боевого управления, аппаратура связи (приемники КВ, УКВ, ДВ, СДВ диапазонов и станция космической связи, служебный комплект аппаратуры связи для управления машиной связи на марше).
Конструктивно кузов внутри разделен перегородками на 5 отсеков:
- входной тамбур:
o комплект ЗИП агрегата;
o комплект ЗИП аппаратуры связи;
o 2 пульта автономного пуска (ПАП).
- боевой отсек, непосредственное место несения БД:
o станции спутниковой связи Ц-51
o 3 КВ приёмника Р-160П-01;
o СДВ приемник Р-260 "Кашалот";
o 2 УКВ радиостанции Р-138 для телеуправления радиосредствами агрегата МС-1 15В179 на марше из МБУ
o радиоприемник "Урал-авто";
o печатное устройство АСБУ;
o пульт управления связи;
o пульт оператора;
o пульт командира;
o прибор радиационно-химической разведки ГО-27.
- отсек спецсвязи ЗАС:
o 15Э647М - приемное устройство РБУ 3-х диапазонное системы "Риф";
o комплект различной аппаратуры ЗАС;
- аппаратный отсек (просто - коридор) АСБУ (стойки аппаратуры боевого управления):
o приёмная часть комплекса УКВ связи 15Э1061 «Брелок», две стойки по два комплекта приёмной части комплекса Брелок, из них три блока были рабочими, а четвёртый был резервным;
o стойки аппаратуры Сигнал;
- агрегатный отсек (оборудование СЭС и систем жизнеобеспечения):
o устройство распределительное УР-1 переменного тока (380В и 220В) из комплекта СЭС агрегата;
o устройство распределительное УР-2 постоянного тока (12В и 24В) из комплекта СЭС агрегата;
o стойки СЭС приёмной части комплекса УКВ связи 15Э1061 "Брелок";
o блок питания БВА из комплекта аппаратуры "Сигнал" из состава АСБУ;
o кондиционер 1К25;
o ФВУ-100;
В стенах кузова имеется 2 входа – двухстворчатая на заднем торце агрегата и односторчатая по правому борту агрегата в первом с головы отсеке агрегата. Вход по правому борту считался аварийным и использовался только при свертывании-развертывании агрегата для манипуляций с УР.
Антенные устройства:
o спиральная антенна станции спутниковой связи Ц-51;
o 3 магнитные антенны КВ диапазона 15Э1213 "Фартук" для радиоприемников Р-160П-01;
o магнитная антенна СДВ диапазона 15Э1225 для радиоприемника Р-260 "Кашалот".
o крышевая антенна УКВ диапазона БК-700 (ЛК-25) для УКВ приёмников комплекса 15Э1061 "Брелок" при работе на марше;
o антенна «биконический вибратор» БКВ на телескопическом АМУ для УКВ приёмников комплекса 15Э1061 "Брелок" при работе на ПБСП;
o 2 штыревые антенны (АШ) 1-го и 2-го каналов РБУ (предназначены для приемника РБУ 15Э647М, расположенного в отсеке ЗАС) с механизмом подъёма/опускания;
o антенна 3-го канала РБУ;
o 2 штыревые антенна (АШ) для Р-138.
Электропитание агрегата осуществляется:
o на БСП от гос.сети и от МДЭС;
o на ПБСП от МДЭС.
В кабине старшего агрегата находится УКВ радиостанция Р-173 "Абзац" для обеспечения связи командира агрегата с другими агрегатами на марше. На крыше кабины механика-водителя агрегата находится штыревая антенна (АШ) для Р-173 "Абзац". Во время движения АШ устанавливается длиной 2м, а на стоянке - 4м.

Расположение антенных устройств и их принадлежность к радиосредствам и системам управления агрегата 15В167:
1 - антенна штыревая (АШ) УКВ диапазона высотой 2м при работе на марше, 4м при работе на стоянке, для радиостанции Р173;
2 - спиральная антенна станции спутниковой связи Ц-51;
3 - магнитная антенна КВ диапазона 15Э1213 "Фартук" для радиоприемника Р-160П-01.
Изделие 15Э1213 "Фартук" представляет собой всенаправленную резонансную магнитную антенну
коротковолнового диапазона, предназначенную для приема электромагнитных волн вертикальной
поляризации и устанавливается на объектах заказчика. Изделие предназначено для совместной работы
с автоматизированными КВ РПУ. Изделие обеспечивает всенаправленный прием радиосигналов;
4 - антенна 3-го канала РБУ;
5 - магнитная антенна КВ диапазона 15Э1213 "Фартук" для радиоприемника Р-160П-01;
6 - крышевая антенна УКВ диапазона БК-700 (ЛК-25) для УКВ приёмников комплекса 15Э1061 "Брелок" при работе на марше;
7 - магнитная антенна КВ диапазона 15Э1213 "Фартук" для радиоприемника Р-160П-01;
8 - магнитная антенна СДВ диапазона 15Э1225 для радиоприемника Р-260.
Изделие 15Э1225 представляет собой всенаправленную широкополосную магнитную антенну СДВ диапазона,
предназначенную для приема электромагнитных волн вертикальной поляризации;
9 - телескопическое АМУ для установки антенны биконический вибратор (БКВ) для УКВ приёмников комплекса 15Э1061 "Брелок" при работе на ПБСП. Расположено слева на задней стенке кузова агрегата;
10 - 2 антенны штыревые (АШ) УКВ диапазона высотой 2м для Р-138 для телеуправления аппаратурой агрегата 15В179 МС-1 на марше и до момента установления связи по кабельной сети на БСП или ПБСП. Расположены симметрично на задней стенке кузова агрегата.

Антенна штыревая (АШ) 1-го канала РБУ длиной 4м и антенна штыревая (АШ) 2-го канала РБУ длиной 2м, с механизмом подъема/опускания, находятся на крыше по правому борту агрегата, на фото их невидно, так как они в опущенном положении (по боевому порядку на марше должны быть подняты)




Боевой пост


Все машины оснащены приборами радиационной и химической разведки "ПРХР" (изделие ГО-27)

Для осуществления и контроля запуска и в целом несения боевого дежурства необходим командный пункт, его примером может послужить ПКП "Выбор" 15В119



Рассмотрим некоторые его элементы, такие как МБУ 15В129.



"Чебурашка" Торф-2 станция тропосферной радиорелейной связи 15В75







и других машин связи, приемной 15В133



и внешне не сильно отличающейся, передающей 15В134



Сюда же входит и дизель-генераторный энергоблок со страшным названием "Ураган" 15Р1061М







Весь подвижный командный пункт ракетного дивизиона на площадке УЦ академии в Балабаново.



Далее мы перешли к стационарным частям соединений РВСН. Понаблюдали за тренировочными пусками МБР из КП полка





А затем проследовали в главный зал, по совместительству один из самых уникальных музеев вооруженных сил. В экспозиции которого стоят практически все стратегические ракеты нашей страны, а так же расположен унифицированный командный пункт 15В52У, аналог некогда найденного мной погибшего собрата и его близнецов.











Нам не все можно было фотографировать, да и ручонки примо скажем тряслись от трепета перед увиденным.
Осенью прошлого года открылась виртуальная страница этого музея, на сайте минобороны РФ, там разглядывать экспозицию намного удобнее и полезнее.
Помимо 3D экскурсии, так же имеются информационные ссылки, так что приятного просмотра

ну и как обычно завершаем пост видеосюжетом, всем привет с 22, 38 и 52 секунды ;)
http://www.youtube.com/watch?v=SQAsihiKohQ








фотогалерея и другие отчеты:
mmet
chusovitin
snorque
triptotheworld
Николай Дзись-Войнаровский



Рекомендую все мои записи с тегом РВСН и не забыть оформить подписку, ведь на днях я познакомлю вас со службой противоракетчиков, которым исполняется полвека





Comments

( 8 подписались — внести ясность )
militaryrussia
Jan. 20th, 2012 01:49 am (UTC)
Спасибо, весьма познавательно!
voutsen_cv
Jan. 20th, 2012 02:22 am (UTC)
значит не зазря старался.. завтра про ПРО будет, с массой твоей(вашей) матчасти
militaryrussia
Jan. 20th, 2012 06:27 am (UTC)
ухтыж... подождем...)))
dimas
Jan. 20th, 2012 09:52 am (UTC)
интересно, почему на лапы нельзя наступать? :) или чтобы вдруг не оказаться стоящим на лапе,когда она поднимается? ...
voutsen_cv
Jan. 20th, 2012 05:33 pm (UTC)
чтоб не подскользнуться ;)
(Anonymous)
Mar. 7th, 2012 04:51 pm (UTC)
<я здесь служил 23 года назад. спасибо огромное за репортажb></b>
(Anonymous)
Jun. 18th, 2012 05:14 am (UTC)
спасиба, понастальгировал!) 15 лет тому назад служил на этих монстрах! до сих пор мечтаю поиметь в личное пользование МОБД))
owpuh
Jan. 6th, 2014 04:31 pm (UTC)
Ура!, афтар неплохо накреативил.
( 8 подписались — внести ясность )